Внутренняя политика

Противодействие религиозному экстремизму

Памятка о действиях при угрозе возникновения акта терроризма или совершения акта терроризма *.ppt 8.9 MB

1 Негативные последствия вступления в брак с представителями нетрадиционных религиозных течений https://www.youtube.com/watch?v=BM6XqmrveeM
2 Опасность выезда за рубеж для получения теологического образования https://www.youtube.com/watch?v=3GCvKOWUFBw
3 Салафизм – чуждое для казахстанцев течение https://www.youtube.com/watch?v=FoloMUaVegQ
4 Опасность псевдохристианских религиозных учений https://www.youtube.com/watch?v=Qb-mn_Qipv8
5 Опасность псевдоисламских религиозных учений https://www.youtube.com/watch?v=NTyCFUP-eO0

Позиция Министерства по делам религий и гражданского общества относительно Религиозного течения салафизм

Министерство совместно с другими государственными органами тщательно изучает данный вопрос.

Хотел бы отметить, что в Казахстане уже запрещены 23 террористические и экстремистские организации, в том числе такая экстремистская организация салафитского толка как «Ат-Такфир Уаль-Хиджра».
Необходимо подчеркнуть, что салафизм не является организацией. Это религиозное течение, система взглядов.

Действующие законы нам и сегодня позволяют пресекать незаконное проповедничество, нелегальные религиозные собрания и не допускать распространения радикальной религиозной литературы. Необходимо обеспечить их исполнение.
Что касается салафизма, то в некоторых странах, основанных на шариате, религиозные течения, близкие к салафизму, могут существовать как традиционные.

Мнения известных отечественных теологов и экспертов сходятся в том, что для Казахстана салафизм имеет серьезный деструктивный потенциал.
Последователи салафизма ставят свои идеи и ценности выше наших национальных традиций, культурно-духовных ценностей.

Идеальной моделью общественного устройства для всех последователей салафизма является государство, построенное на основе жестких религиозных принципов.
Хотя они зачастую не говорят об этом открыто.

Нам известно, что в настоящее время в исламском мире, в том числе и в ряде арабских стран идеи салафизма подвергаются критике со стороны авторитетного духовенства и представителей современной передовой исламской мысли.
Поэтому для Республики Казахстан считаем салафизм неприемлемым и деструктивным религиозным течением.

Надо отметить, что на сегодняшний день эта пришлая религиозная идеология  вызывает все большее неприятие у наших граждан.
Казахстанское общество в целом негативно относится к этому чуждому пониманию веры, ведущему к радикализму.

Во многом в силу этого наблюдается снижение числа приверженцев салафизма и они не имеют организованных структур в Казахстане.
Поэтому наша дальнейшая работа будет направлена на недопущение распространения литературы, работы интернет-сайтов и появления организаций, пропагандирующих идеологию салафизма.
При необходимости поможем ДУМК обеспечить соблюдение всеми без исключения верующими установленных норм поведения в мечетях.

Мы считаем, что зрелое и мудрое казахстанское общество способно без законодательного запрета не допустить распространения этого чужеродного для нашей страны религиозного течения, сделав выбор в пользу построения современного и просвещенного Казахстана.
Этот выбор должен сделать каждый гражданин Казахстана. Вместе мы способны решить любую задачу.

Внимание к населению района!

Министерством информации и коммуникаций РК выделен единый трехзначный номер «110» для приема сообщений, связанных с террористическими угрозами.
При осуществлении гражданами звонков на номер «110» из любой точки Казахстана вызовы будут поступать в дежурные службы Департаментов КНБ по территориальному признаку

Штаб АТЦ

Ссылки на ролики 2014 года

Ссылки на ролики 2015 года

Ссылки на ролики Комитета по делам религий МКС РК

Ссылка на ролик из областной прокуратуры

 

Комитет по делам религий Министерство культуры и спорта РК

 

Дін істері комитетінің Төрағасы Ғалым Шойкиннің ҚР Мәдениет және спорт министрлігінің Алқа отырысындағы сөйлеген сөзі (Астана қаласы, 16 ақпан 2015 жыл) *.doc 36 kB

2015 жылғы 26 маусымда Астана қ. ҚР Мәдениет және спорт министрлігінің Дін істері комитетімен Қазақстандағы діни ахуал мәселелері жөніндегі Консультативтік-сараптамалық кеңестің кезекті отырысы өткізілді.
Отырысқа ҚР Президенті жанындағы Мемлекеттік басқару академиясының, ҚР Білім және ғылым министрлігінің Ғылым комитеті Философия, саясаттану және дінтану институтының, Л.Гумилев атындағы ЕҰУ, сараптамалық қауымдастық, сондай-ақ ҮЕҰ өкілдері қатысты.
Отырыс аясында Кеңес мүшелерімен елдегі діни ахуалды бағалау және талдау жүргізу мәселелері талқыланды, дін саласындағы әлеуметтік зерттеулерді өткізудің жаңа формалары мен әдістері әзірленді.

Діни ілімді дұрыс жолдан іздейік

Құрметті еліміздің азаматтары, қазақ жастары!

Діни ілімді дұрыс жолдан іздейікҚазіргі қоғамымызда ақпараттық технологиялардың жетістіктері саналатын әлеуметтік желілер арқылы көптеген мүмкіндіктер ашылуда. Соған байланысты қазіргі ел азаматтары, әсіресе жастар мен жасөспірімдер бұл қызметті тұрақты пайдаланады. Ақпараттардың тез тарауына мұрындық болып отырған осы желілер арқылы әртүрлі мазмұндағы бейнероликтер немесе үндеулер, хабарламалар да таралып жатады. Кейбір азаматтар діни мазмұндағы ақпараттарды кездейсоқ жіберсе, кейбір ақпараттар жоспарлы түрде таратылады. Сол арқылы адамдар бір-бірлерімен танысып, көзқарастарын бөлісіп, біртекті ұстанымдағы адамдар бірігіп топ құрып жатады.

Алайда, көптеген белгісіз ақпараттар мен хабарламалар азаматтарымыздың діни көзқарасын қалыптастыруға бағытталған. Олардың ішінде ең белсенді таралып отырғаны еліміз үшін дәстүрлі емес болып саналатын діни ұйымдар мен топтардың, тіпті экстремистік,  теріс сенімдік мәліметтер деуге болады. Сондықтан қазіргі діни жаңғыру, дінге оралу кезеңінде кейбір азаматтарымыздың бұрыс бағыттағы діни көзқарасқа байқамай бет бұрып, діндарлар арасында көптеген түсініспеушіліктерге, қайшылықтарға, кейде әсіредіншілдік (радикалдық) формадағы қимылдарға себеп болып отыр. Осы себепті, дін жолына, имандылық жолына бет бұрғысы келетін, не болмаса діни сауатын жетілдіргісі келетін азаматтар, жастар діни білім мен мәліметтерді еліміз үшін дәстүрлі болып саналатын ақпарат көздерінен алуы барынша маңызды. Ал діни тақырыпта сенімді әрі білікті мәліметтерді таратып отырған ақпарат көздері, олар Қазақстан мұсылмандар діни басқармасына тиесілі сайттар мен мерзімдік басылымдар болып табылады. Олардың қатарында «e-islam.kz», «muftiyat.kz», «muslim.kz», «azan.kz», «islam.kz,сияқты белді интернет сайттары бар.

Әсіресе «e-islam.kz» сайтында дін саласының білікті сарапшылары оқырмандар тарапынан қойылған сауалдарға лайықты деңгейде жауаптар беріп отырады. Діни көзқарастарымыз бен бағытымыздың сенімді ақпараттардан мәлімет алуы, діни біртұтас пікіріміздің қалыптасуы еліміздің рухани тұрақтылығы мен бірлігі үшін, әрі рухани қарыштап дамуымыз үшін аса маңызды болып табылады. Сондықтан әрбіріміз өзімізге, сенімімізге, отбасымызға, жақынымызға жауапкершілікпен қарайық!!!

Кеңшілік ТЫШХАН, дінтанушы

Памятка населению по предупреждению актов терроризма

Будьте наблюдательны! Только вы способны своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних в вашем подъезде, дворе, улице.

Будьте бдительны! Обращайте внимание на поведение окружающих, наличие бесхозных и не соответствующих обстановке предметов.

Обеспечьте безопасность собственного дома: установите железную дверь с домофоном в подъезде, ежедневно проверяйте закрытие подвалов, чердаков и технических помещений.

Не делайте вид, что ничего не замечаете при опасном поведении попутчиков в транспорте! Вы имеете полное право на безопасность перемещения в транспорте.

Никогда не принимайте на хранение или для передачи другому лицу предметы, даже самые безопасные.

Обнаружение подозрительного предмета в безлюдном месте не должно ослабить вашу осторожность. Злоумышленник мог попросту бросить его, испугавшись чего-либо.

Даже если у вас имеется личный опыт общения со взрывчатыми веществами, не пытайтесь прикасаться к ним. Самодельные взрыватели бывают сверхчувствительными и изощрённо хитроумными.

Не приближайтесь, а тем более, не прикасайтесь к подозрительному предмету, это может стоить вам жизни.

Научите своих детей мерам безопасности: не разговаривать на улице, не садиться в машины и не открывать дверь незнакомым людям, не подбирать бесхозные игрушки, не прикасаться к находкам и т.п. 

 

Памятка населению
при обнаружении подозрительных лиц

Признаки, свидетельствующие о планировании или подготовке акта терроризма:

  • неоднократное появление подозрительных лиц в окружении здания, где вы работаете (часто посещаете), или во дворе дома, проведение фото и видеосъемки, а также записей в блокнот;
  • попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов и уклониться от камер видеонаблюдения (опустил голову, отвернулся, прикрыл лицо);
  • проникновение в подвалы и на чердаки зданий лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;
  • необоснованное вступление незнакомцев в контакт с охранниками и обслуживающим персоналом административных и жилых зданий, выведывание у них сведений о режиме работы, мерах по обеспечению безопасности и т.д.;
  • поиск посторонними лицами людей, готовых за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки).

В случае обнаружения подозрительных лиц необходимо выполнить следующие действия:

  • Не принимать самостоятельных попыток к задержанию;
  • Незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы;
  • Не привлекая внимания, зафиксировать количество лиц, точные приметы внешности, одежды и имеющихся при них предметов, марки и номера используемых автомобилей, направление движения. 

 

Памятка населению
при обнаружении подозрительных предметов

Знайте: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п.

Признаки, свидетельствующие о взрывоопасности обнаруженного предмета:

  • наличие неизвестного свертка или какого-либо предмета у машины, на лестнице, в квартире и т.д.;
  • чужая сумка, портфель, коробка, какой-либо предмет; необычное размещение обнаруженного предмета у машины, дверей квартиры, в подъезде;
  • натянутая проволока, шнур, видимые снаружи предметов провода, источники питания или изолирующая лента;
  • шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, часового механизма, низкочастотные шумы).

 

Если Вы обнаружили подозрительный предмет, не оставляйте этот факт без внимания:

  • в общественном транспорте:

- опросите людей, находящихся рядом и постарайтесь установить принадлежность предмета (сумки и т.д.) или кто мог его оставить;
- если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю или кондуктору.

  • в подъезде своего дома:

- опросите соседей, возможно, предмет принадлежит им. Если владелец не установлен немедленно сообщите о находке в правоохранительные органы (тел.102, 112).

3) на улице, парке и т.д.:
- осмотритесь вокруг, если есть возможность, попытайтесь, установить хозяина. Если он не установлен, немедленно сообщите о находке в правоохранительные органы (тел.102, 112);
- постарайтесь оградить или на удаленном расстоянии не допустить посторонних к предмету. По прибытию сотрудников правоохранительных органов передайте информацию о времени обнаружения предмета.

4) в учреждении, организации:
- немедленно сообщите о находке сотруднику охраны или администрации объекта.

Не предпринимайте самостоятельных действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам, разрушениям.
Категорически запрещается:
- вскрывать, сдвигать с места, поднимать, переносить предмет, брать в руки;
- класть предмет в карманы, портфель, сумку и т.п.;
- закапывать в землю или бросать их в водоемы;
- обрывать или тянуть отходящие от предметов проволоку или провода, предпринимать попытки их обезвредить;
- пользоваться обнаруженными незнакомыми предметами;
- пользоваться в непосредственной близости от предмета радио- и электроаппаратурой, сотовыми телефонами.

 

Памятка населению, оказавшемуся в зоне взрыва либо под обломками конструкций зданий
в результате срабатывания взрывного устройства 

Если Вы оказались в зоне взрыва, остаетесь в сознании и в состоянии двигаться, то в первую очередь, должны передвигаться туда, где нет дыма и огня.
Если Вы не пострадали при взрыве, а рядом имеются пострадавшие, оцените их состояние: есть ли пульс, находится ли человек в сознании. Ни в коем случае не пытайтесь привести его в чувство с помощью нашатыря. Потеря сознания – это защитная реакция организма на внешнее воздействие. Тщательно прощупайте его кости, при отсутствии у пострадавшего  переломов уложите его на бок. В положении на спине он может захлебнуться рвотными массами, на животе – задохнуться. При артериальном кровотечении (кровь алая, бьет фонтаном) рану нужно как можно быстрее заткнуть хотя бы пальцем, а потом перевязать ремнем, веревкой, поясом место выше раны.

Если Вы находитесь под обломками конструкций здания постарайтесь успокоится. Дышите глубоко и ровно. Настройтесь на то, что спасатели Вас спасут. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если Вы находитесь глубоко под обломками здания, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи ит.п.) для обнаружения Вас эхопеленгатором.
В замкнутом пространстве не зажигайте огонь. Берегите кислород.
Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи. Если у Вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпичи и т.п.) укрепите потолок от обрушения и ждите помощи. При сильной жажде положите в рот небольшой камешек и сосите его, дыша носом.

 

Памятка населению
по действиям в случае захвата в заложники 

Каждый конкретный случай взятия заложников своеобразен и отличается от других.
Вместе с тем, если Вы оказались в заложниках:

  • по возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте;
  • если Вас связали или закрыли глаза, попытайтесь расслабиться, дышите глубже;
  • подготовьтесь физически, морально и эмоционально к возможному суровому испытанию. При этом помните, что большинство случаев захвата людей, заложники оставались в живых. Будьте уверены, что специальные и правоохранительные органы уже предпринимают профессиональные меры для Вашего освобождения;
  • не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
  • запомните как можно больше информации о террористах. Целесообразно установить их количество, степень вооружения, составить максимально полный словесный портрет, обратив внимание на характерные особенности внешности, телосложения, акцента и тематики разговоров, темперамента, манер поведения и др. Подробная информация поможет впоследствии в установлении личностей террористов;
  • по различным признакам постарайтесь определить место своего нахождения (заточения);
  • по возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих похитителей, т.е. в местах большей безопасности в случае, если будут предприняты активные меры по Вашему освобождению (штурм помещения, огонь снайперов на поражение преступников и др.);
  • в случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке;
  • не возмущайтесь, если при штурме и захвате с Вами могут поначалу (до установления Вашей личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Вас могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Отнеситесь с пониманием к тому, что в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.

Взаимоотношения с похитителями:

  • не оказывайте агрессивного сопротивления, не делайте резких и угрожающих движений, не провоцируйте террористов на необдуманные действия;
  • по возможности избегайте прямого зрительного контакта с похитителями;
  • с самого начала (особенно первые полчаса) выполняйте все приказы и распоряжения похитителей;
  • займите позицию пассивного сотрудничества. Разговаривайте спокойным голосом. Избегайте выражений презрения, вызывающего враждебного тона и поведения, которые могут вызвать гнев захватчиков;
  • ведите себя спокойно, сохраняйте при этом чувство собственного достоинства. Не высказывайте категоричных отказов, но не бойтесь обращаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаетесь;
  • при наличии у Вас проблем со здоровьем, которые в ситуации сильного стресса могут проявиться, заявите об этом в спокойной форме захватившим Вас людям. Постепенно, с учетом складывающейся обстановки, можно повышать уровень просьб, связанных с улучшением вашего комфорта.

При длительном нахождении в положении заложника:

  • не допускайте возникновения чувства жалости, смятения и замешательства. Мысленно подготовьте себя к будущим испытаниям. Сохраняйте умственную активность;
  • избегайте возникновения чувства отчаяния, используйте для этого внутренние ресурсы самоубеждения;
  • думайте и вспоминайте о приятных вещах. Помните, что шансы на освобождение со временем возрастают. Будьте уверены, что сейчас делается все возможное для Вашего скорейшего освобождения;
  • постоянно находите себе какое-либо занятие (физические упражнения, чтение, жизненные воспоминания и т.д.). Установите суточный график физической и интеллектуальной деятельности, выполняйте дела в строгом методическом порядке;
  • для поддержания сил ешьте все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита. Отдайте себе отчет в том, что потеря аппетита и веса являются нормальными явлением в подобной экстремальной ситуации.

Сохранение психологической устойчивости  - одно из важнейших условий спасения заложника. Здесь хороши любые приемы и методы, отвлекающие от неприятных ощущений и переживаний, позволяющие сохранить ясность мыслей, адекватную оценку ситуации. Полезно усвоить следующие правила:

  • делайте доступные в данных условиях физические упражнения, как минимум, напрягайте и расслаб­ляйте поочередно все мышцы тела;
  • очень полезно во всех отношениях практиковать аутотренинг и медитацию, они помогут держать свою психику под контролем;
  • вспоминайте про себя прочитанные книги, стихи, песни, последовательно обдумывайте различные отвлеченные проблемы (решайте математические задачи, вспоминайте иностранные слова и т.д.). Ваш ум должен работать;
  • если есть такая возможность, читайте все, что окажется под рукой, даже если текст совершенно вам не интересен. Можно также писать, несмотря на то, что написанное будет отбираться. Важен сам процесс, помогающий сохранить рассудок;
  • старайтесь относиться к происходящему с Вами как бы со стороны, не принимая случившееся близко к сердцу, до конца надейтесь на благополучный исход. Страх, депрессия и апатия - три Ваших главных врага, все они - внутри Вас.

 

Памятка по действиям населения
при получении информации об эвакуации

Если информация о начале эвакуации застала Вас дома:
1) оденьтесь по погоде, возьмите документы, деньги, ценности;
2) отключите электричество, газ, воду, погасите в печи (камине) огонь;
3) окажите помощь в эвакуации пожилым и тяжелобольным людям;
4) закройте входную дверь на замок;
5) отойдите от здания и выполняйте команды эвакуатора, возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Если информация об эвакуации застала Вас на рабочем месте:
1) без спешки и паники уберите рабочие документы в сейф или закрывающийся на ключ ящик стола;
2) возьмите с собой личные вещи, документы, ценности;
3) выключите оргтехнику, электроприборы, свет;
4) закройте дверь на ключ и двигайтесь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;
5) отойдите от здания и выполняйте команды руководителя эвакуацией.

 

ИГИЛ – вне ислама, Корана и законов

Сегодня действия террористической группировки ИГИЛ привлекли внимание всего мира. Причиной этому стало то, что ложные идеологические взгляды смертников лишили жизни множество ни в чем неповинных мирных людей. Прикрываясь Исламом, цель этих заблудших террористов настроить мировое сообщество против мусульман. Что собой представляет ИГИЛ? Каковы их цели? Что мы знаем о джихаде? На эти и другие вопросы в интервью нашему корреспонденту попытался ответить наиб-муфтий Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Отпенов.

– Наурызбай Таганулы, в общих чертах расскажите вначале о группировке ИГИЛ. 
– ИГИЛ – международная организация, признанная многими учеными исламского мира террористической группировкой. Считаю, что группировку следует называть арабской аббревиатурой ДАИШ («Даулят»  —  государство по-арабски, ад-Дауля аль-Исламийя фи-ль-Ирак ва-ш-Шам). Использовать для группировки именования ИГИЛ недопустимо, поскольку когда «ИГИЛ» расшифровывается как «Исламское государство», тут же происходит очернение Ислама и мусульман в целом. Например, в  поддержку использования названия ДАИШ выступили Межрелигиозный совет России и шейх, председатель президиума Духовного управления мусульман европейской части России, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир-хазрат Мухетдинов и другие.  Ни  о каком отношении боевиков ДАИШ к религии Ислам не может быть и речи. Весь мир убедился, что их действия полностью противоречат правилам и ценностям Ислама. По сей день, боевики под псевдорелигиозными лозунгами джихада убивают и топят в крови мирный народ двух государств - Сирии и Ирака. Провозгласив простых мусульман неверными, женщин-добычей, подростков-воинами, они разоряют имущество и уродуют судьбы мирных людей. В Священном Коране есть предупреждение: «Тому, кто умышленно убьёт верующего, воздаянием будет Ад, где ему вечно пребывать. На нём гнев и проклятие Аллаха, ему назначены Аллахом тяжкие муки. Ведь это - самое большое преступление в ближней жизни» (Сура ан-Ниса, 93-аят). Достопочтенный Пророк Мухаммад (с.а.у.) в своей последней проповеди прощального хаджа завещал: «Поистине, ваша кровь, имущество запретны для других, они неприкосновенны. Запретно также ведение войны: в священный месяц, в паломничестве на хадж, в окрестностях города Мекки». ИГИЛ (ДАИШ) – это заблуждение. Для них нет ничего святого и ценного.  Они преступники и жестокие убийцы, а их лозунги – бессмыслица. Ислам запрещает издеваться даже над животными и насекомыми, не говоря о людях, а эти экстремисты безжалостны к несовершеннолетним детям и младенцам, их матерям и даже к старикам.

–Каков их джихад?

– Убийство человека в Исламе также как придание Аллаху сотоварищей – тяжкий грех. Наш Пророк (с.а.у.) говорил: «Самые большие грехи: придание Аллаху сотоварищей, убийство человека, непослушание родителей и лжесвидетельство в суде».

Также в одном из хадисов сказано: «Кто пойдет против моей уммы и будет убивать как достойных, так и плохих, не внемля мусульманин тот или нет, и не сдерживать обещания – тот не из нас, а я не из них». Эта террористическая группировка в оправдание своим преступлениям и насилиям прикрывается религией. Их делом является осквернение истинности религии, полная дискредитация и очернение Ислама через жестокие убийства безвинных мусульман, распространение на земле нечестия и насилия. Любая война обесценивает человеческую жизнь, но в их «джихаде» безразлично и равнодушно уничтожаются как вооруженные солдаты, так и мирные люди. Всевышний Аллах предупреждает в Коране: «...А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, тот попадет в заблуждение». Самое страшное то, что убивая верующих и издеваясь над мусульманами, их переполняет чувство выполненного долга перед Аллахом. В хадисе Пророка (с.а.у.) говорится: «У того, кто умертвит мусульманина и будет доволен, Аллах не примет ни одного его деяния». Тот, кто свяжет себя однажды с этой группировкой - попадет в террористическую бездну. Его смерть будет не пожертвованием, а лишь невежественным, тщетным и пустым поступком. Абу Хурайра (р.а.) приводит слова Пророка Мухаммада (с.а.у.): «Кто будет призывать под сомнительным флагом к ложным убеждениям и умрет сторонником этого - будет смертником невежества».  Вот это и есть «джихад»ДАИШа. Их «религиозные» цели - утопия, их глава – это один из них, объявивший себя халифом. Кто стоит за движением ДАИШ? Кто является учредителем такого сатанинского и коварного плана? На виду у нас лишь их марионетки. В чьих же руках поводья? Это не простой вопрос! Высказывается множество мнений. Но, необходимо знать раз и навсегда, что ДАИШ– не Ислам.

– Каким образом казахстанская молодежь отправилась в далекую Сирию дабы присоединиться к ДАИШ?
– Как мы знаем, в ряды ДАИШовцев вступает не только наша обманутая молодежь, но и множество других людей из разных стран, не исключая страны Европы и Австралии. Мировоззрение большей части молодежи, попавшей в капкан, еще не сформировано либо искажено по причине отсутствия знаний о своей религии и традициях, должного воспитания в семье. Как следствие, религия Ислам и обманутые люди становятся всего лишь инструментом в грязной политической игре. Наш Пророк (с.а.у.) сказал: «В Судный день, убитый человек приведет к Аллаху своего убийцу держа его голову за волосы, из шейных вен которого будет течь кровь и со словами: «О, мой Господь! Спроси у него, за что он убил меня»? - он будет снова и снова приходить с ним к Аршу. И если они враждовали из-за признаков расы и были убиты, их смерть засчитается невежественной».

– В последнее время среди религиозно практикующей молодежи употребляется понятие «такфир». Справедливо ли обвинять не поклоняющихся мусульман в неверии?
– Отвечу словами Пророка (с.а.у.): «Жили два брата. Один из них был праведником, а второй грешником. Праведный говорил грешному: «Бойся Аллаха!», на что тот отвечал: «Не вставай между Богом и мной, оставь меня. Ты что, послан чтобы контролировать меня?», тогда праведный сказал: «Клянусь Аллахом, Он не простит тебя и не введет в Рай». То есть, признал своего брата неверным. В Коране сказано: «Ведь тому, кто придаст Аллаху сотоварища, Аллах запретит Рай…». После смерти, обе души предстали перед Аллахом. Тогда Аллах спросил праведника: «Ты знал Меня? Ты был осведомлен о Моей власти? И ты решаешь, кто будет введен в Рай, а кто в Ад?» Потом Господь обратился к грешному: «Войди в Рай с Моей милостью. А ты же -ступай в Ад». Передатчик хадиса Абу Хурайра объясняет причину попадания этого человека в Ад: «Клянусь Аллахом, он сказал слова, которые после смерти перевернули его положение при жизни».

– Всем известно, что террористическая организация ДАИШ часто оперирует призывом к джихаду. Дайте общее понятие джихада.
– Слово джихад переводится как борьба. Джихад осуществляется в зависимости от ситуации. Джихад – это борьба с самим собой, либо с врагом. В шариате существует вооруженный джихад. Наши предки, защищая свою землю от врагов острыми копьями и мощью живой силы, совершали джихад. Для вооруженного джихада в шариате есть определенные условия. Наш Пророк (с.а.у.) и последующие халифы совершали джихад. Они сражались с врагами, но лишь с вооруженными и не нападали на мирные селения.

В заключение хочу сказать, что нет террористического государства под названием «Исламское государство», есть террористы, самоназвавшие себя «халифами». Их никто не выбирал.
«Исламское государство» не соответствует ни Корану, ни учению нашего Пророка, никаким законам современности. Пусть люди знают, что ДАИШ — это террористическая группировка, которую они сами придумали. Как сказал великий казахский мыслитель Абай: «И ты человек - частица этого мира, найди свое место, обустройся» определившись в жизни, сам неси свою ношу, внеси пользу в свою страну - это и есть твой джихад. 
– Благодарю за беседу.

Источник – газета Время (от 13.02.2016 г.), журналист Самат Ашимов

Подростки прошедшие лагеря ИГИЛ уже не дети, а зомбированные убийцы, лишенные всякого человеческого облика и жалости

Только недавно международные информационные агентства разместили информацию о личности ребенка, появившегося на видео казни «британских шпионов» боевиками ИГИЛ. Им оказался четырехлетний мальчик, сын жительницы Лондона, которая примкнула к террористам ИГИЛ, террористической организации запрещенной судебным решением на территории Казахстана. Об этом сообщает RT со ссылкой на «The Daily Telegraph». Выяснилось, что мальчик является сыном британки Хадижи Дейр и шведа Абу Бакра (боевик ИГИЛ). Мать ребенка выехала в 2012 году в Сирию, для участия в террористической деятельности.
Террористическая организация ИГИЛ одним из первых ввело в практику целенаправленного использования детей в военных целях и казнях. К сожалению, среди этих детей есть и наши граждане. Их судьба до сих пор остается для нас неизвестной – рассказывает заведующий отделом Института философии, политологии и религиоведения МОН РК, доктор философских наук Бахытжан Сатершинов.
Когда впервые в СМИ появилась информация об использовании боевиками ИГИЛ детей
К сожалению использование детей в кровавой деятельности экстремистских и террористических организаций не ново. Дети и подростки часто становятся жертвами подобных манипуляций в военных конфликтах по всему миру.
ИГИЛ подошёл к этому вопросу целенаправленно взяв под контроль детей и подростков, живущих на ее подконтрольной территории/захваченных в плен и т.д.
Одним из первых сообщений о создании ИГИЛ специальных лагерей по подготовке детей-смертников появилось в СМИ в марте 2014 года. Так по сообщению информационного агентства «Вести.ru» террористическая группировка ИГИЛ организовала на севере Сирии тренировочный лагерь для подготовки смертников и обучения детей действиям в реальных боевых условиях. В лагере, который носит название «Ашбаль аль-Аазз» («Самые дорогие дети»), проходят подготовку до 50 мальчиков в возрасте от 7 до 13 лет. Наставники их называют «золотым уловом». Один из инструкторов пояснил: «Подростки не отступят ни на шаг от выполнения любого порученного им задания». По его словам, детей, особенно, из обнищавших сирийских семей, гораздо проще убедить в необходимости выполнить любой приказ, вплоть до самоподрыва.
Очевидцы свидетельствуют, что в районе, где действует тренировочный лагерь, с каждым днем становится все меньше и меньше девочек и незамужних девушек. Причина этого в том, что родители отправляют их к родственникам подальше из города, так как у руководства ИГИЛ есть планы по созданию аналогичных групп, составленных из молодых девушек.

Что Вы скажете о наших гражданах в рядах террористической организации ИГИЛ
Одним из первых видео под названием «Семья из 150 казахов приехала в Сирию на джихад», в которых засветились наши граждане, появилось в Интернете в октябре 2013 года. Ролик длится порядка двадцати минут, его немалую часть занимают малолетние дети неопределенной этнической принадлежности, читающие нараспев суры Корана и цитирующие различные труды, в том числе и на казахском языке. В одном из кадров отчетливо видна группа из более чем 21 детей различных возрастов.
В дальнейшем ролик был растиражирован международными и отечественными СМИ и активно распространен в социальных сетях. Основным посылом этого видео явился информационный посыл к общественности с призывов к участию в террористической деятельности путем выезда семьями на территорию подконтрольную ИГИЛ.
Спустя через год в ноябре 2014 года в Интернете появилась видеозапись, сделанная в лагере боевиков ИГИЛ. В ролике фигурируют казахские дети, которых обучают обращаться с оружием и готовят для участия в боевых действиях. Генеральная прокуратура в дальнейшем запретила доступ к ролику, так как его содержание направлено на пропаганду и оправдание террористической деятельности ИГИЛ. В видеоролике показаны кадры, демонстрирующие казахского мальчика на вид лет девяти, собирающего винтовку на скорость и тренирующегося с остальными в её практическом применении. Центральное место в ролике дается интервью с одним из учеников, который в дальнейшем будет использован в другом видео с казнью двух пленников.
Тогда размещение подобных видео с участием наших граждан вызвало его активное обсуждение и негодование со стороны казахстанской общественности.

Как Вы расцениваете то, что ИГИЛ использует в боевых действиях и готовит к террористическим атакам подростков и детей?
Безусловно, это одно из самых жестоких и бесчеловечных преступлений боевиков ИГИЛ. Международный уголовный суд рассматривает вербовку детей в возрасте до 15 лет в военизированные структуры или использование их в боевых действиях как военные преступления. Специальный раздел Устава ООН по правам человека запрещает мобилизацию подростков до 18 лет и привлечение их к боевым действиям.
Дети, воспитанные в строгой религиозной атмосфере под руководством фанатичных и бездушных наставников, без доступа к первоисточникам, которых постоянно подвергают ужасным болям и издевательствам со стороны боевиков, обладающих отличной боевой подготовкой, могут представлять потенциальную угрозу для стабильности любого государства.
Подтверждением этому служит признание журналиста и режиссера Наджибулла Курейши, снявшего документальный фильм на подконтрольной ИГИЛ территории Афганистана. «Представьте детей от трёх до двенадцати лет. Они ничего не знают о джихаде. Им объясняют, что это такое, как совершать джихад и против кого. Пугает то, что все дети знали названия различных видов оружия и имели представление о том, как ими пользоваться. Возможно, они этому учились ещё за несколько месяцев до моего приезда. Думаю, хуже ИГИЛ группировок нет. Я неоднократно проводил съёмки в рядах «Талибана», Исламской партии Афганистана, но я в жизни не видел организации страшнее и опаснее, чем ИГИЛ…», - признался журналист Наджибулла Курейши.

Как боевики ИГИЛ ведут набор детей в подобные лагеря
Основной контингент подобных детей насильно рекрутируется из состава местного населения Сирии и Ирака. Также в большом количестве набирается из состава захваченных в плен детей курдов-езидов.
Эксперты, освещавшие проблему «детей-солдат» в ИГИЛ, называют несколько способов попадания подростков на службу к террористам:
1) в конфликтную зону их привозят родители, которые приезжают на подконтрольную ИГИЛ территорию из разных стран;
2) малолетние «солдаты» являются детьми местных боевиков;
3) это бывшие беспризорники или воспитанники детских приютов;
4) это заложники или дети, насильно отобранные у родителей (дети христиан или езидов).
Имеются сведения о практике использования детей в качестве вербовщиков. Так в декабре 2015 г. правоохранительные органы Туниса арестовали ученицу провинциальной школы, завербовавшую порядка тысячи детей в ряды террористической организации «Ансар аш-шариа». По сведениям силовиков, школьница вела вербовку через соцсети и по телефону. Ее задержание стало возможным после поимки другого вербовщика, давшего признательные показания после ареста.

Имеется ли сведения о точном количестве детей, которых боевики ИГИЛ насильно удерживают в лагерях смерти
О приблизительном количестве детей, пребывающих в лагерях подготовки боевиков ИГИЛ не знает никто. Цифры разнятся, так в мае 2015 года по заявлению руководителя малайзийской контрразведки Айоб Хана «Численность детей, доставленных в тренировочные лагеря террористов, достигает более 500 человек. Часть из них ранее проживала в странах Юго-Восточной Азии».
Источник британского издания «The Daily Star» рассказал историю одного такого мальчика, который, к несчастью, попал в плен боевикам ИГИЛ. 16-летний парень из богатой семьи был похищен злоумышленниками. Ребенок плохо помнит, как это произошло. Он проснулся в кромешной темноте в машине, в которой находились четверо мужчин. Далее пленник был доставлен в лагерь смерти, который был окружен колючей проволокой. Базу для подготовки смертников патрулировали мужчины, вооруженные автоматами Калашникова. «Наставники» сразу же объявили ребенку, что теперь они – его семья. Террористы рассказывали детям, что смертники являются героями. Через неделю юноше удалось совершить побег.
По словам экспертов, большинство детей, попадающих в подобные ужасные лагеря ИГИЛ, пытаются сбежать, однако не всем это удается. Так в ноябре 2015 г. в Ираке боевики ИГИЛ казнили 12 детей за попытку бегства из тренировочного лагеря в городе Мосул.

Как происходит подготовка смертников из детей
Похищенные дети независимо от возраста проходят идеологическую и психологическую обработку, в т.ч. детям даются знания искаженного ислама, которое не имеет никакого отношения к истинному исламу. Благо дети не имеют никаких знаний об исламе и по сути верят всем словам своих «наставников». Малышам внушают, что они должны осуществить самоподрыв, так как якобы в этом и есть их истинное предназначение.
После которого одним из главных направлений подготовки несовершеннолетних боевиков является их обучение обращению со стрелковым оружием, а также приемам рукопашного боя. Об ужасной боевой подготовке из детей боевиков красноречиво свидетельствует размещенное боевиками ИГИЛ шокирующее сознание видео с участием 6-летнего ребенка, которого террористы ИГИЛ заставляют ползти под колючей проволкой стреляя над его головой из пулемета. Это видео было показано в ряде российских телеканалов.
Для искоренения малейшего страха и беспрекословного исполнения приказов главарей ИГИЛ детей заставляют смотреть на казни и, используя куклы, учат отрезать людям головы. Члены ИГИЛ через социальные сети регулярно размещают фотографии детей, держащих отрубленные головы и играющих на улице среди обезглавленных тел, растерзанных прямо посреди улицы. Одно изображение, размещённое в Твиттере, показывает ребёнка, изображающего казнь американского заложника Джеймс Фоули, отрывая голову кукле.
Отчёт ООН о военных преступлениях в Сирии подтверждает жестокие методы работы боевиков ИГИЛ с детьми, использование подростков в качестве «бесконечно преданных и верных будущих боевиков, которые обеспечат долговременную поддержку ИГИЛ». Эти люди будут воспринимать насилие как неотъемлемую часть своей повседневной жизни.
Однозначно, что дети прошедшие подобные лагеря подготовки боевиков ИГИЛ уже не дети, а готовые жестокие убийцы, которые по приказу своих «кровавых наставников» могут убить своих близких и невинных людей.
Свидетельством этому служит 10-минутное видео, размещенное боевиками ИГИЛ в Интернете 4 июля 2015 года, в котором показаны кадры казни 25 солдат сирийской армии подростками 12-13 лет. Очевидно, что это и есть те дети, которые прошли обучение в специальных лагерях ИГИЛ.

Какие вы можете дать рекомендации чтобы уберечь наше подрастающее поколение от вовлечения в ряды деструктивных религиозных течений радикального толка
Сегодня Интернет представляет большую угрозу для молодежи, это неконтролируемое информационное пространство, в котором зачастую распространяется сомнительная информация, где ведется пропаганда идеологии деструктивных религиозных течений радикального толка и вербовка в ее ряды. Обеспечение безопасности детей, это в первую очередь обязанности родителей.
Безопасность детей не зависит только от простого присутствия рядом близких, а обеспечивается в первую очередь знаниями и навыками, которые прививают им родители. Здесь первостепенной задачей является развитие критического мышления, благодаря которому молодой человек будет задаваться вопросом при наличии излишнего внимания со стороны посторонних в Интернете и будет сообщать о подобных инцидентах своим родителям. Пренебрежение родителей жизнью своего чада может привести его к плачевным ситуациям, в т.ч. его вербовке и выезду в горячую точку.
Те подростки, которые хотят получить информацию религиозного характера, должны спрашивать совета у специалистов и получать религиозные знания только в духовных заведениях и религиозных курсах официально зарегистрированных религиозных объединений. Это позволит им получить достоверную информацию и обезопасит их от влияния деструктивных религиозных течений.
Подобные меры информационной безопасности - это необходимость и требование реалий сегодняшнего дня.

Стиль жизни Пророка Мухаммеда (Пророческий Ислам)  как самое большое противоядие экстремизма

Авторы: Галым Жусипбек (доцент СДУ, Алматы), Жанар Нагаева (независимый исследователь)

Можно заметить интересный парадокс, те мусульмане или как минимум, люди, выступающие от имени Ислама и которые привержены экстремизму, радикальным религиозным взглядам, на самом деле не знают или же не смогли постичь сути жизни Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и сути Ислама. Хотя Ислам – это есть следование сути жизни Посланника Аллаха, воплощение в жизнь донесенных им истин и принципов. Ведь он был образцом и эталоном понимания одной из божественных религий, самым большим и верным толкователем Корана. В Коране говорится «Скажи (О, Посланник Аллаха), если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах Прощающий и Милосердный» (Св. Коран, сура 3, аят 31)»

1. Жизнь Пророка Мухаммеда это высокая мораль, воплощение милости и милосердия
Ислам это учение о нравственности и милосердии. Всевышний в Священном Коране так обращается к Своему Посланнику: «И ниспослали Мы (говорит Создатель) тебя (Мухаммед), не иначе, как милостью для миров». (Св.Коран, сура 21, аят 107, «Поистине, ты обладаешь наипрекраснейшим нравом (Св.Коран, сура 68, аят 4).

Пророк Мухаммед подчеркивал: «Воистину, основной частью и целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». «Без сомнений, Господь добр, мягок и любит видеть в людях именно эти качества. За доброту и мягкость Он дает то, чего не даст за строгость и суровость» «Не сообщить ли мне вам о том, кто запретен для Огня? Запретным для Огня станет каждый близкий к людям, мягкий и лёгкий в общении».
Жизнь Пророка была проявлением мягкости и доброты, милости и милосердия, прощения и высокой этики, что первично в божественной религии, в частности в Исламе. Умение жалеть и прощать было в нем настолько велико, что даже непримиримые враги могли найти прибежище под крылом его человечности, милосердия. Из высказываний Посланника: «Верующий — это тот, с кем люди (в не зависимости от вероисповедания и образа жизни) не боятся ни за себя, ни за свое имущество». «Наилучший из вас тот, от кого исходит только благое. Наихудший же из вас тот, от кого уже не ждут ничего хорошего и кого всегда опасаются». Это также подкрепленно и аятом из Корана, где Всевышний обращается к своему Посланнику: «Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3, аят 159).
Важно привести некоторые факты из жизни Пророка Мухаммеда:
-Посланник прощал все личностные оскорбления, обиды и несправедливости и никогда не мстил. Он простил всех своих заклятых врагов. После триумфа в Мекке по распоряжению Посланника была объявлена всеобщая амнистия (и это в отношении людей, которые объявили тотальную войну мусульманам, убивали, изгоняли и всячески унижали мусульман), а тот день был назван днем прощения;
-Он никогда не воевал кроме случаев, вынуждавших на самооборону, т.е. все войны были оборонительными. И из 8000 дней пророческой миссии, Пророк Мухаммед только половину дня (13 часов) провел в активных боевых действиях, и это было в тот период времени, когда война и кровопролитие считалось чем-то обыденным. Также нет никаких данных из биографии Пророка доказывающих, что кто-либо пал от его меча.

Однако, пренебрегая истиной гласящей, что Посланник Аллаха был самым высоконравственным и милосердным человеком, радикалы никак не стремятся проявлять человеческую доброту и мягкость. Милосердие, этика и высокая мораль у них никак не в приоритете, более того, они отвергают эти божественные качества в практической жизни, хотя теоретически могут и верить, и принимать их, да и то, в своем узком понимании. Напротив, в прямую противоположность сути жизни Посланника Аллаха, у радикалов резкость, жесткость, неприязнь, а у некоторых сфокусированность на мести могут быть первичными. Радикалы не ставят на центральное место «ахляк» (высокую нравственность»), а наоборот, внушают своим приверженцам быть «отчужденными от других». Делается упор не на то, чтобы «человечностью, милосердием овладеть сердцами других» (что должно быть), а наоборот на то, «чтобы сломать другого». Этому в немалой степени поспособствовали вырванные из контекста некоторые ситуативные аяты Корана и хадисы. Литералистское их понимание, нередко неправильные их смысловые переводы, вырабатывают неприятие, враждебное отношение и отдаляет радикалов от социума, культурных ценностей и традиций, последователей других религий, и воззрений, т.е. так называемых «инаковых», которые не вписываются в их узкие рамки достойных уважения.

Таким образом, жизнь правоверного мусульманина (следующего примеру Пророка Мухаммеда) должна быть стремлением выработать в себе качества настоящего человека, нравственность и благонравие, которые проявляются в жизни верующего как искренность, мягкость, соучастие к другим и развитое чувство милосердия, а также толерантность и порядочность. Его сердце и душа должны быть  широко открыты ко всем, и он должен быть преисполнен человечностью, заботой и любовью к окружающим его людям. Выражаясь иначе, если сердце последователя Пророческого Ислама преисполнено любовью к Всевышнему и его созданиям и нет места для ненависти и злобы, то сердца радикалов преисполнены злобой и ненавистью, которые сторонятся и чураются людей.

2.Стиль жизни Пророка Мухаммеда - это легкость и инклюзивность. - быть всеохватным и щедрым на человеческую доброту
Парадигма Ислама – это легкость, искать дозволенный, но легкий путь, не утруждать. Это является примером Посланника Аллаха, сутью его пути. «Облегчайте, не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте».
И исламское право базируется на принципе, который можно дословно перевести как – «в основе вещей лежит – их дозволенность и суждение что они чисты в религиозном отношении». Однако, радикалы склонны преподносить все крайне узко. Т.е. если  в Исламе принято толковать разрешенное широко, а запреты узко, то у радикалов все наоборот. Они склонны толковать то, что разрешенное узко, а запреты широко.

Пророк говорил: «все вы — дети Адама, а он — сотворен из земли». Посланник Аллаха радушно принимал приглашения как мусульман, так и не мусульман, что кстати говорит об его инклюзивности и является одним из примеров того, как радикалы неверно толкуют некоторые аяты и хадисы, вырвав их из контекста.

В вопросе доказательства веры у человека (что не является самоцелью для верующего, тем более это тема – в «компетенции» только Всевышнего, то что в сердцах ведомо только Ему) правоверные мусульмане, придерживающиеся Пророческого Ислама идут в направлении доказательства наличия веры, принимают в учет любое малейшее доказательство существования ее у человека. Будь это хоть один раз в жизни совершенный намаз или просто хоть один раз сказанное слово аминь в ответ мольбе, или другое что-то незначительное и может быть единожды совершенное. Посланник Аллаха никогда ни разу не обличал кого-либо в вероотступничестве, наоборот, всем своим жизненным примером показывал, что даже с людьми подобным закостенелым лицемерам («мунафики»), следует относиться по человечески и высоко-этично. Он ни разу не нарушил высокую мораль в отношении лицемеров населявших Медину, которые впоследствие растворились в атмосфере человечности Пророка и его сахабов.

Радикалы же, наоборот ищут малейший повод или даже предлог обвинить в безверии кого-либо – т.е. сделать «такфир», что является немаловажным согласно их пониманию и навязываемой им псевдо-религиозной идеологии. К примеру, согласно некоторым псевдофетвам, они должны проявлять жесткость ко всем безбожникам, иноверцам, отступившимся, в числе которых много самих мусульман, не быть похожими на них ни в чем ( ни в одежде, ни в языке ), не вести с ними дела, не состоять в дружеских отношениях и т.п. Зачастую представители маргинальных течений не знают азов религии, клеймя при этом все и вся «би’датом» (пагубным нововведением). Они часто игнорируют первостепенные в божественной религии вещи, такие как этика, права других людей, высокая нравственность, доброта и просто человечность.

Вообще-то с легкой руки обвинять всех других в безверии (куфр) и вероотступничестве (ридда) и считать только себя и себе подобных кучку людей «истинно верующими» и достойными спасения – и есть сектантское мышление, которое загоняет человека в психологическую тюрьму. Со временем подобное неадекватное понимание религии может привести к психологическому синдрому, когда человек приходит к глубокой депрессии, становясь подобно «загнанному животному», считая себя окруженному «кафирами», «муртадами», «мунафиками», хотя все это в реальности не больше чем наущения Сатаны («васваса»)
По большому счеты, радикалы, такфириты, следуя жесткому «эксклюзивизму», деля мир и людей на черный и белый, на своих и чужих , тем самым не следуют пути «первых поколений» и пути Самого Пророка (истинных саляфов), которые были инклюзивны, были человечны, радушны, высокоморальны.

Посланник Аллаха искоренил в своем обществе шовинизм, расизм и дискриминацию. Нигде в Сунне не говорится о приунижении значимости других этносов и языков кроме арабского. Наоборот, Пророк Мухаммед открыл войну всякого рода стереотипам шовинистического общества того времени, однако приверженцы большинства радикальных групп являются проводниками своего рода «арабизации», начиная от лексикона, кончая одеждой и кухней. Хотя, сама по себе Исламская цивилизация является ярчайшим примером «плюрализма, многоликости, колорита». Мусульманские общины от Боснии до Филиппин, от Сибирских татар и казахов до общин Мозамбика и Занзибараотличались особым колоритом, ведь основы Ислама послужили своего рода хребтом, скелетом, а обычаи и традиции, не противоречащие основам Ислама стали плотью великой Исламской цивилизации и мусульманской культуры.
Пророк Мухаммед вставал и подстилал свою одежду, оказывал всячески почет своей молочной матери, которая будучи еще не в Исламе, может быть даже на тот момент язычницей, вся взлохмаченная и не очень-то опрятно одетая приходила навещать его. Посланник вставал с целью оказать почет скончавшемуся иудею. Своих гостей, среди которых были мусульмане, христиане, иудеи и даже язычники (н-р, делегация племени Сакиф) Пророк Мухаммедпринимал радушно в мечети, и при необходимости предоставлял в мечети ночлег и пристанище (н-р, христианам Наджрана). На очень нелицеприятное об идолопоклонниках высказывание одного из сахабов, Посланник Аллаха сказал «Разве не являются самые лучшие из вас- верующих – детьми и потомками этих идолопоклонников?!»

Парадоксально, что перед своей кончиной Посланник Аллаха оставил свой щит в залог у торговца-иудея в обмен на некоторые продукты питания, хотя в Медине было много зажиточных мусульман. И это также является своего рода критерием (ничто в жизни Пророка не было и не могло быть случайностью) для понимания мусульман важности инклюзивности, нормального отношения с представителями других религий и образов жизни, не говоря о защите их прав. Все вышесказанное является достоверной сунной, которая никак не может категоризироваться как аннулированное, т.е. «мансух»

Общество и государство основы, которого были заложены Пророком Мухаммедом и его ближайшими последователями были плюралистическими, инклюзивными и человечными. Хотя уже в недалеком будущем некоторые меркантильные, эксклюзивистски- настроенные мусульмане убили внуков Пророка Мухаммеда, взяли бразды правления в свои руки, объявив себя «тенями Бога» на земле, основали милитаристские династии.
Как видим, радикалы ни одно из вышеуказанных примеров инклюзивности, всеохватности Ислама, являющееся одной из основ Сунны, не смогли воспринять и воплотить в жизнь.

3. Пророческий Ислам – уважение семейных ценностей, института семьи.
Одним из ключевых отличий между Пророческим Исламом и радикальными течениями является отношение к семье, семейным ценностям и взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. Для последователя Пророческого Ислама семья священна и является уголком рая в этой жизни, где он старается быть образцовым семьянином – мужем, отцом, где царят любовь и согласие, уважение к родителям. Как завещал Посланник Аллаха «лучшие из вас те, кто обладает наилучшим нравом, а наилучший нрав у тех, кто наилучшим образом относится к своим женам». Одной из рекомендаций Посланника для мужчин для счастливой семейной жизни является терпение ко второй половине, позволяющее ей в полной мере раскрыться в качестве спутницы жизни, матери, опоры. Посланник Аллаха остерегал от проявления черствости, грубости. Своим примером, согласно достоверных данных, показал, что не стоит пренебрегать в помощи по домашним делам.
Однако радикалы рассматривают женщину как создание рангом ниже, поэтому злоупотребляют институтом семьи и институтом многоженства, более того, они извращают институт семьи.

4.Стиль жизни Пророка Мухаммеда это скромность и внушение оптимизма
Правильно понимаемое Единобожие и Сунна Пророка Мухаммеда  ведет человека к скромности и человечности. Скромность и человечность две части одного целого. Сам Посланник Аллаха нигде ни в одном хадисе не говорил о дозволенности смотреть на людей свысока, проявлять свое личностное или коллективное/ общинное (джамаатовское) высокомерие. Наоборот, Пророк предостерегал, «кто имеет в сердце хоть крупицу гордыни, высокомерия, не попадет в Рай». Посланник Аллаха показал, что величие – это скромность и искренность, говоря: «Я ведь человек, которого родила обычная женщина, евшая черствый хлеб».
Если последователь Пророческого Ислама далек от гордыни, ибо осознанная вера в Единобожие блокируют всякого рода гордыню, то радикалы (где-то осознано, где-то неосознанно), с багажом знаний всего несколько «религиозных» книг, преисполнены гордыни, ибо только себя считают единственно верными, а всех других заблудшими и отступившимися.

Отчаиваются в милости Господа, лишь заблудшие (Св. Коран, сура 15, аят 56). Следование правильно понимаемой Сунне Пророка Мухаммеда означает источать и внушать оптимизм. Одним из проявлений этого было то, что Посланник Аллаха не отчаивался ни в ком, не ставил крест ни на ком. Он обращался  и шел на диалог с лидером врагом Ислама Абу Джахлем несколько десятков раз, ни в коем случае ни отчаивался ни в людях Таифа, Мекки.
Напротив,  радикал или сектант испытывает пессимизм и внушает пессимизм - ведь все вокруг заблудшие. И из-за своего отчаяния и глубоко засевшего пессимизма он и идет на насилие, хотя отчаяние – это качество Сатаны, из-за отчаяния он не покаялся перед Богом.

5. Стиль жизни Пророка Мухаммеда это всестороннее развитие.
Пророк Мухаммед всячески поощрял всестороннее образование и поиск знаний. Он отпускал пленных врагов мусульман, взамен на обучение неграмотных мусульман, основал прообраз непрерывного учебного заведения, где жили и обучались молодые, нередко не имевшие материальных средств мусульмане. Он взрастил из своих жен – наставниц человечества, например, мать правоверных Айша стала непревзойденным ученым в области хадисов, была сильна в астрономии и логике.

Но у радикалов не поощряется даже элементарное логическое мышление, не говоря о науках, нужно все понимать буквально, с учетом мнений только своих «шейхов». Ограничивается, порицается какое-либо творческое начало в религиозной деятельности не запрещенное в Исламе из-за незнания азов религии, когда все клеймится «би’датом». И это является непониманием сути Ислама и стиля жизни Пророка Мухаммеда. 
Одним словом, правильное понимание стиля жизни или сути «Сиры» (жизни Пророка Мухаммеда) является самым большим противоядием экстремизма, радикализма и терроризма осуществляемые под псевдо- религиозными девизами. И мусульмане, придерживающиеся экстремистских взглядов не могут считаться последователями пути Пророка Мухаммеда, приверженцами Пророческого Ислама, так как не смогли еще постичь духа Корана и Сунны, общий смысл и контекст Ислама, что можно передать одним словом – «истинная человечность».

 

Тышхан Кеншілік
кандидат философских наук,
религиовед

4 Ммифа об ИГИЛ

Международная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) стала кровавым открытием 2014 года. До захвата северных районов Ирака об организации знали лишь как о группе боевиков, подконтрольных «Аль-Каиде» и воюющих против правительственных сил в Сирии.

Начиная с момента возникновения ИГИЛ средства массовой информации активно освещали ее кровавую деятельность. Количество упоминаний ИГИЛ в мировых СМИ с 2015 года росло в геометрической прогрессии.
Так, беглый просмотр результатов поиска через поисковый портал «Google.com» показывал более 73 млн. упоминаний об ИГИЛ. Неудивительно, что в итоге вокруг организации выросла стена сомнительных мифов, активно растиражированная в Интернете.
В указанном материале мы попытаемся вкратце развеять эти мифы об ИГИЛ.

Миф № 1. ИГИЛ относит себя к модели «исламского государства»
Одним из главных мифов, активно пропагандируемых боевиками ИГИЛ является якобы создание «халифата».
Свою идею создания псевдохалифата боевики ИГИЛ сопровождают войной, конфликтами, убийствами ни в чем неповинных людей. Самое ужасное, что эти боевики открыто заявляют о том, что нужно сравнять с землей святыню всех мусульман – Каабу! Это противоречит не только мусульманским, но и общечеловеческим понятиям.

Анализ деятельности ИГИЛ в отношении конфессиональных меньшинств показывает политику проведения физического уничтожения представителей отдельных конфессиональных групп шиитов и курдов-езидов. Подобные действия боевиков ИГИЛ были осуждены международным сообществом и охарактеризованы как акты геноцида.

Практическая деятельность ИГИЛ направлена на захват территорий и удержания над ними контроля отличающаяся крайней жестокостью, включая проведение массовых казней для устрашения населения. По мнению экспертов, в основе идеологии ИГИЛ лежит такфирское убеждение, которое противоречит не только шариату, но и чуждо общечеловеческим ценностям.
Ярким свидетельством, подтверждающим ложность идей и строительства псевдохалифата террористами ИГИЛ является открытое письмо главарю ИГИЛ, под которым подписались 126 исламских ученых и муфтиев исламского мира. В указанном письме дается подробный анализ заявлений и деятельности ИГИЛ противоречащих религии Ислам, а также осуждающим действия главаря ИГИЛ и ложности строительства исламского государства.

Миф № 2. ИГИЛ пропагандирует «идеи ислама»
Другим мифом, активно распространяемым вербовщиками ИГИЛ является пропаганда якобы исламских ценностей.
Вопиющим фактом является уничтожение варварами ИГИЛ международных памятников архитектуры и зодчества представляющих мировую ценность.
Стоить отметить что деятельность террористической организации ИГИЛ с момента ее возникновения связана с кровавым насилием. За этот период боевиками ИГИЛ совершены убийства и пытки сотни тысяч невинных людей, уничтожены святые культовые и могильные сооружения суннитов, шиитов и суфиев.

Так, в мае 2015 года боевики ИГИЛ подорвали историческую мечеть ХIХ века «аль-Хадра» и мечеть, построенную во время халифа Омара и названная в его честь, а также историческую мечеть «Марям хатун».
По мнению экспертов, в 2015 году боевики ИГИЛ уничтожили более 50 исламских мавзолеев и культовых сооружений.

Известные религиоведы и теологи сходятся во мнении, что утверждения террористов об их «искренней» борьбе за веру не могут быть приняты во внимание, так как сами боевики ИГИЛ с искажают истинную сущность исламских ценностей, неправильно разьясняют понятия джихад, халифат, а также нарушают нормы шариата, который даже в ходе войны категорически запрещает убивать мирных граждан и военнопленных.

Миф № 3. В рядах ИГИЛ воюют настоящие верующие кому небезразлична судьба ислама
Анализ опубликованных в СМИ материалов и раскаяний бывших боевиков ИГИЛ, их родственников и близких показывает картину того, что в деструктивную деятельность ИГИЛ вовлечены люди далекие от религий.
По сообщению правоохранительных органов, в нашей стране за 2014-2015 гг. за экстремизм и террористические преступления были осуждены 82 человека, а всего в колониях за причастность к ним отбывают тюремный срок около 500 человек. Анализ показал, что они вовлечены в террористические группировки следующим образом: через случайных/знакомых - 28%, родственников - 21%, друзей - 16%, а вот через Интернет - 39%!
Среди них 62% они имели алкогольную, в 27 - наркотическую, в 43 – игровую зависимость. Немало среди них тех, кого называют экстерналами, которые во всех неудачах винят государство, других людей, но не себя и переводят агрессию на ни в чем не повинных людей. Из 500 осужденных - 48% в возрасте до 35 лет, а 19% - меньше 25 лет. В основном, это малообразованные люди, порой без среднего образования, не имеющие постоянного места работы и соответствующе имеющие очень низкий уровень жизни.

Как показывают экспертные исследования, путь терроризма выбирают люди, для которых общепринятые принципы морали – пустой звук.
Кроме того, не стоит забывать о том, что на службе у ИГИЛ состоят тысячи наемников, которые за деньги осуществляют кровавые злодеяния.

Миф № 4. ИГИЛ непобедима
Читая информацию, активно размещаемая международными новостными агентствами у читателей сложилось определенное мнение о непобедимости террористической организации ИГИЛ.
Подобный миф о непобедимости ИГИЛ сложился в результате нескоординированных усилий сил международной коалиции. Необходимо понимать, что авианалеты сил коалиции были прежде всего направлены на удерживание ИГИЛ в границах захваченного им территорий.

Этот миф в дальнейшем был раздут боевиками и вербовщиками ИГИЛ в социальных сетях, путем размещения различных обращений-угроз в адрес правительств различных государств. В настоящее время, выдуманный террористами миф рушится благодаря решительным действиям сирийской и иракской армий, которые уверенно каждый день отвоевывают свои территории, освобождая мирное население от власти и террора террористов ИГИЛ.
По мнению экспертов, сегодня ряды боевиков ИГИЛ редеют, причиной тому служат не только понесенные людские потери во время боев, но и в разочаровании самих наемников (из-за отсутствия оплаты их кровавой деятельности и ожесточенных боев с регулярными армиями) и рекрутированных боевиков, которые массово дезертируют из состава боевых ячеек ИГИЛ, пользуясь существующей паникой, так как были вовлечены в ряды боевиков под страхом собственной смерти или угрозой убийства их близких.

 

Казахские исламские традиции как важная составляющая в формировании иммунитета к деструктивной идеологии

Автор: Смагулов Талгат Буланбаевич
Теолог-консультант общественного фонда 
«Информационно-пропагандистский и реабилитационный центр «Акниет»

Город: Астана
С приходом независимости в Казахстан, к нам потянулись разного толка проповедники и миссионеры. В период формирования Казахстана как независимой страны, подобные деятели воспользовались гостеприимством казахского народа, а также их уважением и почитанием религии ислам. Но вместе с религиозными понятиями, харизматичные миссионеры, вместе с чуждой нам культурой и бытом других народов внесли в наши края опасные и пагубные идеи. Подчас эти идеи идут вразрез с культурой и образом жизни казахского этноса и современным укладом государства Казахстан.

Подобная практика может стать причиной надлома одной из опор государственности, которая, как известно, держится на трех основных столпах: идеология, культура, история. Утрата одной из опор, неизбежно приведет к неминуемому упадку. Сегодня мы являемся свидетелями того, что результатом дискредитации и подрыва авторитета традиционной религиозности казахского народа, в обществе появилась категория людей, посягающих на государственность Казахстана, а также на его самобытность и ментальность. Доказательством этого является то, что мы были свидетелями, как под лозунгом «борьба с тагутом и идолопоклонством» совершались террористические акты против граждан Казахстана.

Для того чтобы противостоять подобной подрывной деятельности и оградить общество от экстремистских проявлений необходимо тщательно изучить и исследовать причину появления подобного противостояния, увидеть ее очаги и найти рычаги воздействия для решения данных проблем.
Основной толкающей силой экстремизма является несогласие сторонников крайних воззрений с недостаточной, по их мнению, религиозностью страны, а также их шариатская безграмотность и непросвещенность в вопросах исламского права.

Последние научные наблюдения и исследования различных форм экстремизма и терроризма показывают, что одним из наиболее эффективных методов противостоянию им, является возрождение и популяризация традиционного ислама казахов путем исследования и оживления культуры, традиций, обрядов национального этноса.

Возможно, это покажется кому-то неоригинально и примитивно, но это действительно может привести к оздоровлению и блокированию экстремизма в регионе в любых его проявлениях. Главный довод в пользу этого, то, что приверженцы экстремистских взглядов прямо или косвенно ведут подрыв авторитетности укрепившегося традиционного ислама из страха потерять свое влияние на умы и сознание своих последователей. А значит, одним из методов блокирования и отталкивания чуждых опасных идей, является поднятие уровня многовекового традиционного ислама.

Опыт показывает, что носителей деструктивных идей пугает образ казаха мусульманина. Следовательно, надо укреплять то, что они стараются разрушить.
Данный небольшой труд, который я хочу представить вам, основывается на сравнении и сопоставлении традиций, обрядов, обычаев, изречений и таинств казахского народа с исламским наследием пророка Мухаммада.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос – Для чего это и что это даст? Ответ следующий – Данный труд, являющийся первым шагом для дальнейших исследований в этом направлении, доказывает о приверженности казахов к исламской религии, что за собой несет следующие результаты:
а) Спад агрессии со стороны приверженцев так называемого «такфира» (обвинение в неверии и отходе от религии и малопросвещенных мусульман) и сторонников борьбы с так называемым «тагутом», с постепенным разрушением подобных экстремистских идей и их поборников.
б) Противодействие сторонникам, так называемого «табдиха» казахов (обвинение в следовании ереси и нововведений в религию).
с) Препятствие проникновению в исламское общество Казахстана чуждых разрушительных субкультур, которые практически не уживаются с ментальностью и образом жизни казахского этноса.
д) Рост уровня патриотизма и самосознания граждан страны, что будет являться гарантией прочности при столкновении с идеологическим натиском извне.
Испокон веков казахи являлись поборниками общечеловеческих ценностей. Поэтому не удивительно, что они легко приняли эту религию, проповедующую именно эти высокие моральные качества. Все это казахи выражали в своих песнях, рассказах, пословицах, обрядах и обычаях.

Приветствие казахов друг друга словами «ас салям алейкум», «саламатсиз» что соответствует словам пророка Мухаммеда: «Распространяйте между вами салям (приветствие)!»

 Когда кто-то чихал, то казахи говорят такому человеку «джаракмалла». Пророк сказал: «Когда чихнул некий мужчина, пророк сказал ему: «Ярхамукалла» (Пусть Аллах проявит тебе милость).

Когда у казахской семьи рождается ребенок, близкие и родные поздравляют родителей словами «бауы берік болсын», что означает «пусть крепка будет его вервь». Это связано с тем, что когда младенец появляется на свет, то ему перерезают пуповину, связывавшую ребенка с его матерью. Поэтому казахи желали маленькому человеку укрепления связи с его Господом.  Это соответствует словам Корана «Нет принуждения в вере. Уже явно отличился прямой путь от заблуждения. Тот, кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, ухватился за прочную вервь, которая не рвется. Аллах — слышащий и знающий».

Если у казахов умирает кто-то из близких и родных, то все люди выражают им соболезнования словами «иманы саламат болсын», «арты қайырлы болсын», что соответствует словам пророка: «А кого Ты упокоишь – упокой в вере!»

Саван покойного на казахском языке звучит как «ахырет», что в переводе означает «загробный мир» или «последний путь». Другими словами – одежда в последний путь в загробный мир. Коран гласит: «Они веруют в Аллаха и в Последний день (иум ахир), велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников».

Источником враждебности и одиозности экстремистских группировок в Казахстане является неграмотность и неосведомленность их членов относительно тонких и глубоких сходств казахских традиций с сунной пророка Мухаммада. Так, на пример:

Перед празднованием праздника Курбан «айт» казахи резали барана, называя это «щек». На арабском языке слово «щак» означает «сомнение». Т.е. казахи, не имея часов и календарей, сомневались в точной дате появления месяца, символизирующего начало праздника, поэтому они, проявляя скрупулезность к этой дате, закланяли одно животное за день до настоящего заклания. Т.е. «щек». Хотя многими сторонниками нетрадиционных течений это считается «бидъа» (грех, ересь).

Издревле у казахов считается, что если теряешь что-либо безвозвратно, или эту вещь украли, то это милостыня (садақа). Этому есть подтверждение в хадисе: «Если мусульманин посадит дерево, все, что будет съедено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и все, что будет украдено с него, обязательно зачтется ему как милостыня, и если кто-нибудь нанесет ему урон, это обязательно зачтется ему как милостыня».
Приверженцы же течений, не одобряющих религиозность казахов, безосновательно спешат приписать данную традиционную практику к ереси и заблуждению.
Так же в примерах сподвижников пророка мы находим сходство и подтверждение казахских обрядов. Издревле казахи мазали на лоб младенцев сажу и одевали их в небогатую одежду, ушитую всевозможными пуговицами и монетами, чтобы уберечь от сглаза. Халиф Усман ибн Аффан как-то увидел красивого ребенка и сказал: «Поставьте ему черное пятно на ямочку подбородка, чтобы его не сглазили». Конечно же, казахи не могли не учитывать, что эти слова сподвижника Усмана были сказаны, чтобы тем самым отвлечь внимание тех, кто обладал сглазом. Но среди многих мусульман бытует ошибочное мнение, что это признак многобожия и ереси.

Шелпек тарату, құран оқыту, өсиет ету, шілдехана тойы: все это берет свою основу из постановлений ислама.

Казахские высказывания «Таспен атканды аспен ат», «Алланың көзі түзу болсын», «Періштенің құлағына шалынсын» и другие высказывания являются исчерпывающим доказательством мусульманства казахов.
При тщательном анализе и изучении культуры казахского народа, можно обнаружить бесчисленное количество слов, обычаев, ритаулов связанных с исламом и сунной пророка.
Первые исследования в сапоставлении постулатов ислама и преданий казахского наследия показывают о сотнях и тысячах соответствий и сплетений традиций казахов и сунны пророка Мухаммада.
История свидетельствует о том, что в свое время в состав казахского ханства вошли только мусульманские роды. Те же, кто не принял ислам и остался на своих верованиях, такие как алтайские кыпчаки и найманы, в казахское ханство не вошли.

Знаменитый мавзолей Хаджи Ахмета Яссауи, который является символом ислама Казахстана, представлен как исторический показатель единого политического самосознания казахов, так как в нем похоронены ханы трех джузов (Абылай хан, Есим хан, Абулхаир хан), символизирующих нерушимость и неделимость казахского народа.
Глубокое и объективное изучение данного вопроса позволяет сделать вывод, что казахи, как древняя нация тесно были сплетены с верой и религией, что в итоге привело к воссоединению их этноса с традицией ислама и пророчества.

Мы, являясь потомками своих предков мусульман, донесших до нас религию через тернии испытаний историей, обязаны перенять и передать ее следующим поколениям, и обязаны защитить и оградить наш народ от посягательств на нашу независимость, нацию, религию.

Хочу закончить данное исследование словами Президента Н.А. Назарбаева, приведенные в книге «В потоке истории»:
«Сейчас Ислам, самая распространенная религия современного мира, проходит сложный процесс реформации при сохранении своих фундаментальных постулатов. Недооценивать колоссальной роли этого в процессе национального развития стран, где ислам имеет глубокие исторические корни, просто недопустимо».

 

Страница изменена: 06-12-2017